Темная сторона света (pol_freeman) wrote in malyshi,
Темная сторона света
pol_freeman
malyshi

Categories:

Статья про опасность фонематического метода обучения чтению

Прочитала длинную и подробную статью психолога о том, что в результате современных методов обучения чтению дети долго учатся читать и потом массово допускают орфографические ошибки при письме, многим ставят дисграфию.
Хотелось бы узнать мнение мам, дети которых учатся в младших классах.

Современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись, т.е. обучают детей писать так, как они слышат. Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман, авторы многих известных пособий, подчеркивают, что начинать обучение грамоте с букв опасно (2 с. 6), знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения (2 с. 7). Ими разработано и предложено много игр и упражнений на определение первого и последнего звука в слове, различение твердого и мягкого звуков, выделение ударного гласного звука, проведение полного звукового анализа слова, которые широко используются в дошкольном и начальном школьном обучении. В предлагаемых ими играх-упражнениях на МА начинаются не только слова машина, матрешка, но и мочалка, морковка, а на СА начинается слово собака (2 с. 54). Первый звук в слове эскимо — И, а в слове вторник — Ф. В словах НОС и НЕС различаются именно первые звуки(твердый и мягкий Н), а вторые гласные звуки одинаковы (О) (2 с. 36). Ударный гласный звук О следует выделять не только в словах корова, конь, овцы, но и в словах теленок, козленок. В словах конфета и орехи — ударный звук Э, в слове изюм — У, а в слове инжир — Ы (2 с. 21). Ребенок должен научиться правильно слышать звуки в словах: (ЙЭ)ЛЬ, (ЙО)ЛКА, (ЙУ)БКА, (ЙА)КОРЬ, т.к. не существует звуков Е, Ю, Я. Ребенка рекомендуется знакомить с буквами только после того, как он научится легко выделять звуки в любых предлагаемых ему словах. Как Вы думаете, как будут писать дети после подобных упражнений? Естественно, они будут писать так, как слышат. Когда дети, не видя букв, долго (1-2 года) работают со звуковым составом слова, у них формируется слуховая доминанта: звуковой образ слова становится для них главным, первичным, а буквы, которые они начинают впоследствии использовать для записи слов — вторичны.

Почему же дети не пишут мягкий знак? Во многом благодаря именно звуковому анализу слов и играм, которые рекомендованы Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман, например, таким, когда детям предлагается поселить кого-то (зверей, птиц, детей и т.п.) в домике. Эти игры пользуются популярностью и в детских садах, и в начальной школе и основаны на подсчете звуков в слове. Для обозначения звуков ребенку предлагается использовать фишки: красную — для гласных звуков, синюю — для твердых согласных звуков, а зеленую — для мягких. Например, рисуется домик, в основании которого четыре клетки. Ребенка спрашивают: Кто в этом домике живет: курица, петух, гусь или утка? Правильный ответ утка, т.к. это слово состоит из четырех звуков: гласный, твердый согласный, твердый согласный и гласный звуки. Выкладываются красная, синяя, синяя и красная фишки. Курица и петух не могут жить в этом домике, т.к. в этих словах звуков больше, чем четыре. Но и гусь в этом домике не живет, т.к. это слово состоит всего из трех звуков: твердый согласный, гласный и мягкий согласный звуки (2 с. 23). Слово гусь выкладывается из трех фишек: синей, красной и зеленой. Именно после таких упражнений дети мягкий знак не пишут никогда. Если же учительница пытается выяснить у ученика (как я наблюдала недавно в одной из школ Санкт-Петербурга), какая буква стоит на конце слова, изображенного им как ден (вместо день), он заявляет — зеленая.
Опубликовано в Национальном психологическом журнале №1(2),2007г. Ясюкова Людмила Аполлоновна

Статья полностью здесь:   http://uti-puti.com.ua/view_articles.php?id=22

Tags: 5-6 лет, 6-7 лет, читать/писать, школа: начальная
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Парагрипп или..

    Доброго всем дня. Подскажите, пожалуйста, стоит ли паниковать или нет.. История такая: в субботу дочь проснулась с температурой 37,4 и насморк, ночью…

  • Армения с ребенком, начало ноября

    Летим в Армению на первую неделю ноября, мама, папа и дочка почти 6 лет. База, разумеется, в Ереване. Ранее уже бывали, но без ребенка. Прошу советов…

  • Подскажите, что это

    Досталось в наследство лего дупло россыпью, там есть вот такая штука

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 254 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community

  • Парагрипп или..

    Доброго всем дня. Подскажите, пожалуйста, стоит ли паниковать или нет.. История такая: в субботу дочь проснулась с температурой 37,4 и насморк, ночью…

  • Армения с ребенком, начало ноября

    Летим в Армению на первую неделю ноября, мама, папа и дочка почти 6 лет. База, разумеется, в Ереване. Ранее уже бывали, но без ребенка. Прошу советов…

  • Подскажите, что это

    Досталось в наследство лего дупло россыпью, там есть вот такая штука