Ольга Московская (olga_moskowska) wrote in malyshi,
Ольга Московская
olga_moskowska
malyshi

Categories:

Одаренные девочки и мальчики

В одной фб группе попалась мне интересная заметка о различиях в оценках одаренных мальчиков и девочек.


Одаренные мальчики и девочки: 25 фактов о различном отношении
(с) ЮЛИЯ ШЕВЧЕНКО·THURSDAY, 4 OCTOBER 2018
Материалы многочисленных зарубежных исследований свидетельствуют о том, что взрослые, руководствуясь устойчивыми представлениями о возможностях и потребностях детей, могут создавать различающиеся условия для развития мальчиков и девочек с самого начала их развития. Такими взрослыми могут быть и родители, и профессиональные педагоги. Мы собрали некоторые факты о том, как все это может влиять на развитие детей, формирование и проявление их одаренности и представлений о самих себе:
1. По полученным данным детские комнаты мальчиков характеризуются более богатой развивающей средой.
2. Мамы сильнее контролируют девочек на прогулках: держат ближе к себе, ограничивают в некоторых видах игровой активности. Мальчикам предоставляется больше самостоятельности.
3. Маленькие девочки вообще чаще ограничиваются взрослыми в проявлениях любознательности, независимости, склонности к риску, к исследовательскому поведению и в других подобных видах активности.
Многочисленные исследования отношения учителей к одаренности мальчиков и девочек и их поведению в рамках учебного процесса позволили зафиксировать существенные различия:
4. Учителя легче идентифицируют одаренных мальчиков, но в предсказании результатов девочек (например, при тестировании) менее точны: склонны ожидать более низких результатов, чем те, которые в итоге демонстрируются.
5. От мальчиков учителя ожидают проявления математических, логических способностей, успехов в естественных науках, а от девочек ждут больше достижений в искусстве, языках, литературном творчестве. Проявление одаренности в «не своей» области некоторые учителя оценивают как нетипичное.
6. И мальчикам, и девочкам сложнее быть идентифицированными как одаренные в «нетипичной» области.
7. Наличием способностей успехи своих учеников учителя объясняют в 58% процентов случаев для мальчиков и только в 33% для девочек.
8. Одинаковое активное поведение девочек и мальчиков в процессе интеллектуальной учебной деятельности (выкрики с места, попытки дать ответ, не дослушав вопрос и т.п.) трактуется, если речь идет о девочках, как неадекватно агрессивное и напористое (девочки существенно чаще получают замечания за подобные действия).
9. Участвуя в исследованиях, учителя часто называют в качестве поведенческих признаков одаренности такие проявления, демонстрацию которых девочками эти же педагоги характеризуют как нечто, выходящее за рамки допустимого (готовность активно отстаивать свое мнение, отказываться делать то, что кажется скучным, словесный и физический «бунт» и т.п.).
10. Вообще у адаптированной и социализированной девочки (и особенно у девочки «хорошей» по критериям многих педагогов) относительно мало шансов быть идентифицированной в качестве одаренной.
11. Учителя, принимавшие участие в исследованиях, часто высказывали мнение, что в целом одаренность – редкое явление, а одаренные девочки встречаются еще реже, чем одаренные мальчики, и их сложнее идентифицировать как одаренных. Так, педагоги начальных классов обычных школ с опытом преподавания 10 и даже 20 лет сообщали, что никогда не учили одаренных девочек.
12. Учителя более серьезно относятся к оценке работ мальчиков: дают более развернутые и «полезные» комментарии, более неформально подходят к оцениванию. Вопросам мальчиков в процессе обучения также уделяется больше внимания.
13. Учителя описывают для своих учеников-мальчиков более сложные сценарии будущего: важным компонентом в них является карьера, в описаниях чаще используются слова «власть», «статус», «инновации», «приключения», «риск».
14. Учителя чаще используют способных девочек в организации помощи их менее успевающим сверстникам (это не самая эффективная стратегия обучения для обеих сторон). Мальчики получают возможность быть более автономными, не распыляться на рутинные задачи и быть более сосредоточенными на самосовершенствовании.
15. Описывая одаренных детей с проблемами диссинхронии (неравномерного развития), учителя высказывают озабоченность по поводу разных видов асинхронности: когда у девочек хорошие когнитивные способности не дополняются социальными потребностями (помогать другим, принимать за них ответственность и т.п.), и когда у мальчиков при хороших когнитивных возможностях недостаточно развиты физические качества (координация движений, ловкость, сила и т.п).
Под влиянием объективных факторов и на фоне различий в поддержке, которую оказывают взрослые одаренным детям, у самих мальчиков и девочек также складывается разное отношение к своим способностям:
16. У девочек фиксируется более низкий уровень признания и принятия собственных способностей.
17. Уже в средней школе девочки чаще, чем мальчики, склонны избегать демонстрации выдающихся интеллектуальных способностей и ищут способы «не выделяться».
18. Девочки чаще, чем мальчики, считают, что быть умными плохо. Девочки, имеющие яркий талант, часто тревожатся и опасаются, что это приведет к возникновению у них проблем и сложностей в социальной сфере.
19. У одаренных девочек чаще, чем у мальчиков, формируется сложный комплекс психологических проявлений, включающий перфекционизм, постоянное беспокойство в связи с совершенными и возможными ошибками, озабоченность по поводу родительских ожиданий и родительской критики, стремление «угодить» не только родителям, но и учителям, и сверстникам и т.п. Этот комплекс может серьезно осложнять их жизнь и в детстве, и во взрослом возрасте.
20. Девочки чаще склонны избегать конкуренции или ситуаций соревнований, причем даже не из-за страха проиграть, а из-за дискомфорта, связанного с возможностью победы «за счет» своих соперников.
21. В результате исследований выявились определенные различия в характере притязаний. Например, достойными хорошей карьеры считают себя только девочки, которые признаются в трудолюбии, в то время как мальчики реже связывают свое право на хорошее профессиональное будущее со своей склонностью много и целеустремленно работать.
22. Мальчики чаще приписывают свой успех врожденным способностям, в то время как девочки называют свой успех результатом своих усилий. Оборотной стороной является оценка неудач: когда девочки терпят неудачу, они чаще видят в этом результат своих низких способностей, в то время как мальчики рассматривают неуспех как результат меньших усилий. Это позволяет мальчикам использовать защитный механизм для неудач «я просто не старался, вот постараюсь, и тогда…».
23. Девочки вообще чаще утверждают, что они показали хорошие результаты благодаря удаче или потому, что их оценили некорректно (завысили реальную оценку).
Множество перечисленных выше фактов свидетельствует о том, что одаренность девочек часто остается незамеченной и в результате может угасать, не получив необходимой поддержки. В то же время отношение к одаренности мальчиков совершенно не гарантирует каждому из них благоприятного психологического прогноза:
24. Более высокая вероятность быть ошибочно идентифицированными как одаренные повышает для мальчиков вероятность проблем, связанных с неоправданными ожиданиями, притязаниями и нереализованными амбициями.
25. Заметное давление могут испытывать и мальчики, проявляющие одаренность в «типичной женской» сфере.



Мне, как маме двоих разнополых детей, что-то откликается. Даже если первая мысль, как обычно в таких ситуациях, была: фигня какая-то, я не такая.
Что скажете? В принципе, мне и до этого встречались буржуйские данные, что образование мальчиков больше волнует родителей, что их, мальчиков, больше в частных школах, итд. Мне кажется, в России этот перекос меньше, у нас за 70 лет женское образование устоялось и укрепилось. Но, тем не менее, что-то в этом есть.
Tags: а как у вас?/потрындеть, развитие, хит сообщества Малыши (300+ комментов), школа: начальная, школа: средняя, школа: старшие классы
Subscribe

  • Ногти у ребенка

    Всем привет! У ребенка 1г расслаиваются и деформируются ноготочки на ногах, проблемные - большие пальцы и мизинчики. Как можно привести их в порядок?…

  • Сборная солянка вопросов

    И снова к вам, дорогое соо!) 1. Исторически сложилось, что на кухне нет традиционного обеденного стола, у нас столешница на окне на уровне высоты…

  • мазь от синяков и отеков

    Здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста, чем поскорее вылечить синяк на лице у дочки (4г). Вчера стукнулась глазом, бровь рассечена, крови не очень…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 371 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Ногти у ребенка

    Всем привет! У ребенка 1г расслаиваются и деформируются ноготочки на ногах, проблемные - большие пальцы и мизинчики. Как можно привести их в порядок?…

  • Сборная солянка вопросов

    И снова к вам, дорогое соо!) 1. Исторически сложилось, что на кухне нет традиционного обеденного стола, у нас столешница на окне на уровне высоты…

  • мазь от синяков и отеков

    Здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста, чем поскорее вылечить синяк на лице у дочки (4г). Вчера стукнулась глазом, бровь рассечена, крови не очень…