Илья Бомштейн (bomshtein) wrote in malyshi,
Илья Бомштейн
bomshtein
malyshi

Categories:

ДМШ и ОДОД

Добрый день. Давайте поговорим о дополнительном образованием. И двух его самых распространённых видах:

1) ДМШ — детская музыкальная школа

2) ОДОД — отделение дополнительного образования детей.

Начнём с принципиального отличия и, самого главного, пожалуй: ДМШ — это предпрофессиональное образование, что подразумевает под собой дальнейшее среднее, как минимум, музыкальное образование. ОДОД же —по сути, кружок при школе. Разница в подходе — огромна. Но проблемы очень схожи. И сводятся к общей проблеме образования. Образование сейчас является сферой услуг, т.е. родители, условно, «покупатели», образовательные учреждения — «продавцы». Соответственно возникает определённый конфликт между родителями и педагогами на уровне элементарных вещей. Приведу пример из собственной педагогической практике в ДМШ. Ребёнок ходил два раза в неделю на урок, но дома не занимался. Претензия от мамы возникла буквально через несколько месяцев — почему мой ребёнок не выступает на концертах? Я пытаюсь объяснить, что он элементарно не готов из-за отсутствия занятий дома. Ответ был потрясающий — ВЫ ОБЯЗАНЫ за два урока в неделю по 45 минут научить так, чтобы он играл, а дома мы заниматься мы не обязаны.

Уточню: ДМШ — предпрофессиональное образование. От успеха учеников зависит не только аттестация педагога (ДА, у нас тоже есть категории и аттестация, но об этом позже), но, внимание, и количество мест в школе и её бюджет (эффективный контракт).

Что же входит в программу обучения в ДМШ, кроме самого обучения игре на инструменте? Итак:

1) Сольфеджио
2) Хор
3) Музыкальная литература
4) Дополнительный инструмент

Т.е. к нагрузке в обычной школе, ещё добавляется нагрузка и большая в ДМШ. Едем дальше. Если родители хотят от ребёнка результата, то уже к концу первого класса занятия инструментом доходят по времени до двух часов. При этом контролировать ребёнка просто необходимо. Про остальные кружки можно забыть. Следует так же понимать, что ребёнок будет участвовать не только в обязательных внутришкольных концертах, но и в конкурсах, выездных мероприятиях и т.д., которые могут по времени накладываться на занятия в обычной школе. Если к этому не готовы- не мучайте ни себя, ни ребёнка. И ещё очень важный момент: есть родители, которые водят ребёнка везде, где только можно ( и хорошо, если водят, а не он сам бегает), лишь бы дитятко было занято — это просто преступление против своих детей. И, даже, если ребёнок сам хочет заниматься, будут моменты, когда придётся через не хочу и не могу, и следить за этим придётся именно родителям.

Теперь об ОДОД.  Тут для родителей и детей несколько проще. Это кружок при школе, но, опять же, нормы обучения так же жёстко регламентированы ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Как правило, это групповые занятия по 10-15 детей (представьте себе 10-15 детей играющих одновременно на любом музыкальном инструменте), мало того их параллельно нужно обучить нотной грамоте и игре на инструменте одновременно, по сколку это не музыкальная школа и отдельного преподавателя по сольфеджио нет. За то есть КТП — календарнотематическое планирование, как и у общеобразовательных предметов. Вот тут начинается самое весёлое — несколько детей заболели и не пришли, а тема пройдена и дома (если родители не музыканты или хотя бы в этом чуть-чуть не разбираются) — это не пройти. Проблема здесь только одна — большая текучка детей. кто-то переходил, кто-то раздумал, а кто-то пришёл в группу с нуля, в которой дети уже во всю играют.

Теперь, когда у вас, уважаемые читатели, есть общее представление об этих видах образования, поговорим о проблемах с ним связанных.

Проблема первая: многие не считают нужным предупредить, что их ребёнок не придёт. Казалось бы, что такого , подумаешь, чай педагог попьёт. Но есть нюанс — комиссия, проверяющая деятельность педагога. Вот заходит проверяющий в класс и видит отсутствие ученика Васи Иванова, а у педагога ни справки, ни записки от родителя. Ага, говорит проверяющий, фиктивный ученик, но это еще полбеды, если с ребёнком не дай Бог, что-то в этот момент случается  — административную и уголовную ответственность несёт ПЕДАГОГ. Думаю, последствия понятны.

Проблема вторая — Вы обязаны в ультимативной форме. Не важно, что ребёнок прогуливает или не занимается дома. Педагог обязан. Самый мой любимый пример на эту тему, когда пришла ученица с невыученным материалом и на вопрос, почему не выучила, мне мама сидящая на уроке отвечает: у нас годовалый ребёнок, она когда занимается - его будит. Почему же не отчислить скажете вы? Отвечу — класс формируется, исходя количества человеко-часов. Проще говоря, если часов меньше положенного — класс закрывают.

Проблема третья: аттестация педагога зависит от количества концертов, конкурсов (с занятием мест) разными учениками. Т.е если один ребёнок занял места на двух районных конкурсах — баллы не суммируются. И педагог, по сути, вынужден заниматься ещё и дрессировкой. Поясню: ученика просто натаскивают играть правильно, без осознания почему играть надо так или иначе.

Проблема четвёртая: не смейте прикасаться к моему ребёнку. Тут совсем коротко: поставить детям правильно руки, корпус, дыхание без контакта невозможно нормально.


Постарался сжато и по сути изложить.


Планирую ещё несколько постов на тему образования, если, конечно, Вам, уважаемые мамы и папы будет интересно.

Tags: воспитание, кружки/секции/развивающие центры, творчество, школа: начальная
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 275 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →